Документооборот и делопроизводство

Что такое корпоративное социальное ПО?

Хотя до сих пор нет чёткого определения термина "социальное ПО", его влияние на бизнес приложения довольно значительное. Аналитики все больше фокусируют своё внимание на культурных и организационных аспектах социальных технологий (блоги, вики, облака тэгов и т.п) на предприятиях. "Соцальный аспект важнее технологического" - говорят они, и с этим трудно поспорить.

Но технологии все равно важны, и, как оказалось, социальные инструменты существенно отличаются по функциональным возможностям,подходу и поддержке от традиционных систем. К тому же социальные приложения сделали более важными такие аспекты на предприятии, как конфиденциальность, безопасность информации и защита интелектуальной собственности. ИТ менеджерам также приходится обращать внимание на такие прозаические, но не менее важные аспекты как надёжность, масштабируемость и соответствие современным требованиям к программному обеспечению.

Так что же представляет собой социальное ПО?

Социальное рабочее место

Создаётся впечатление, что в настоящее время все новые технологии позиционируют себя как "социальные". Но следует признать, что работа в компании всегда была социальным явлением, даже на заре человеческой цивилизации. Чтобы понять подход социального ПО, необходимо осознать 2 вещи:

Конечно, многое зависит от работы, отрасли промышленности, культуры, но тем не менее у традиционных корпоративных систем, не расчитанных на пользователей, как социальных животных, как правило неудобный интерфейс, и как следствие - ситуативных проектов, а также все больше потребности в устранении внешних и внутренних границ в коллективе. Социальное ПО стремится предоставить информационным работником все необходимые возможности для успешной совместной работы в этой среде.

Поставщики разрабатывают социальные приложения, взяв за основу инструменты, которые уже некоторые время существовали, но стали популярны только в последнее время (блоги, вики, форумы), а также новые функциональные возможности - социальные закладки, профайлы, и открытые бизнес-ориентированные социальные сети.

Поставщики также "социализуруют" уже существующее программное обеспечение, но не следует их путать это со специализированными социальными инструментами. Из-за отсутствия общепринятых стандартов интеграции, добавление использования тэгов, профайлов и служб сообщений в более старых приложениях, они часто напоминают скорее социальные островки, чем социальную сеть, объединяющую всех пользователей на предприятии.

А что же с Enterprise 2.0?

Социальное ПО существует внутри более широкого явления, именуемого Enterprise 2.0 или Web 2.0 для предприятий.

Существуют различные определения Enterprise 2.0:

Ни один из этих подходов не является определяющим для социального ПО, просто использование одного из них дает тому или иному вендору возможность называть свой продукт соответствующим Enterprise 2.0.

Что такое социальное ПО?

CMS Watch определяет социальное ПО как инструменты для совместной работы и построения социальных связей в корпоративной сети в и за пределами предприятия.

Между понятиями совместная работа и создание связей есть некое противоречие, хотя оба являются важными для успеха бизнеса. Построение связей больше связано с личностями и общением, совместная работа - с рабочими группами и задачами. И естественно, большинство работников предпочли бы строить связи и работать над задачами со своими коллегами в одной и той же системе. Пока большинство инструментов на рынке не предоставляет такой возможности.

Многие наблюдатели относят совместную работу к "старой школе", а создание связей считают более новым, продвинутым, весёлым занятием. В этом есть некоторая доля правды - сетевое общение на Facebook веселее, чем совместная работа над документацией в SharePoint.

Хотя, как оказалось, большинство работников хотят не только строить связи и общаться с сотрудниками, но и совместно работать над проектами.Другими словами, взаимоотношения и общение оказывают влияние на совместную работу, и наоборот.

С практической точки зрения, существует большой спектр социальных инструментов , включая порталы и комплекты для совместной работы, блоги, вики, форумы, Web 2.0 модули для традиционного ПО.

Существуют широкий спектр социальных бизнес-сервисов с различными функциональными возможностями. Некоторые продукты, такие как блоги и вики, могут специализироваться на одном или нескольких бизнес-задачах , тогда как другие "комплекты" могут объединить большое количество бизнес приложений в одном информационном пространстве. Наиболее распространенными социальными инструментами являются : блоги, вики, тэги, социальные рейтинги, мультимедиа и файловые хостинги, комментарии, форумы, мессенджеры, поиск людей и вэб-конференции.

Функции этих инструментов частично совпадают, но всё же отличаются своим подходом. К примеру, сравните:

Совершенно ясно, что пользователи предпочли бы использовать один инструмент для выполнения всех этих заданий. Но также понятно, что ни один поставщик на рынке пока не может предоставить все или хотя бы большинство этих сервисов. И в частности это обусловлено тем, что многие успешные социальные платформы вырастали из узкоспециализированных инструментов.

Различные сценарии использования социального ПО

Исследование, проведённое CMS Watch выявило 11 типичных сценариев использования социального ПО. Эти сценарии представляют различные бизнес задачи и проекты.

Эти 11 сценариев можно разделить на две большие группы - внешние и внутренние:

Внутренние сценарии включают в себя: совместную работу над проектами, совместную корпоративную работу, корпоративные дискусии, организацию информации, управление базой знаний, корпоративные социальные сети.

Внешние сценарии включают : сообщества в поддержку бренда, сообщества пользователей (клиентов), совместную работу партнёров и профессиональные сети.

Анализ сценариев может также помочь в выборе продукта. Различные социальные системы предназначаются для различных вариантов использования, и понимание бизнес-целей поможет лучше разобраться с достоинствами и недостатками ПО в конкретных обстоятельствах.

Социальное ПО достаточно ново, но ключ к успеху известен давно- необходимо знать, чего хочешь достигнуть, прежде чем инвестировать в технологию. Хотя выбор технологии и поставщика также важен.

Рынок социального ПО

Рынок социального ПО очень фрагментирован и скорее будет остваться таким ещё некоторое время. Представляем список основных игроков этого рынка.

Поставщики платформ

Комплекты социального ПО

Вики

Блоги

Общественные сервисы

Общественные сети