Документооборот и делопроизводство

Михаил Кожевников: Наиболее перспективны на сегодня в госсекторе — портальные решения и системы документооборота

Об актуальных направлениях информатизации органов государственной власти России, новых задачах и потребностях в этой сфере, а так же о реализуемых проектах в интервью CNews рассказал Михаил Кожевников, исполнительный директор компании «Открытые Технологии»

CNews: Как за последние годы изменилась структура ИТ-заказов и приоритеты информатизации в органах государственной власти России?

Михаил Кожевников: Структура ИТ-проектов в государственных организациях меняется, и это вполне естественно. С обновлением ИТ-инфраструктуры на передний план выходят качественно новые задачи, связанные с тем, что в госорганах информационные технологии призваны, в первую очередь, обеспечивать сотрудников достоверной информацией в нужное время и в нужном формате. При этом информационная система должна отвечать требованиям операционных процессов государственных учреждений.

С принятием закона об электронной цифровой подписи открылись новые перспективы и возможности для построения совершенно иной структуры взаимодействия между предприятиями и государственными организациями.

В ближайшие 2-3 года бюджеты всех субъектов Федерации и местные бюджеты будут переведены на электронное исполнение. Очевидно, что это повлечет за собой качественное изменения в ИТ-инфраструктуре государственных органов в последующие годы.

Какую долю своих ИТ-бюджетов органы государственной власти России направляют сегодня на поддержку ИТ-инфраструктуры? На разработку и внедрение новых решений?

В целом, на поддержку может выделяться 5-25% ИТ-бюджета. Заказные разработки могут занимать до 40% выделенного ИТ-бюджета.

Ваша компания — Открытые Технологии — имеет лицензию ФАПСИ на проектирование, производство и обслуживание информационных систем с использованием шифровальных средств. Увеличился ли за последние годы спрос со стороны органов государственной власти на законченные решения в области безопасности информационных систем? Как вы прогнозируете развитие ситуации по этому направлению, в том числе в связи с ожидаемым принятием закона о персональных данных, увеличением числа совместно используемых баз и банков данных и пр. тенденциями в этой сфере?

Немногие компании готовы работать с госструктурами по проектам, связанным с информационной безопасностью. Дело в том, что при выполнении подобного проекта в коммерческих организациях совет директоров или другой управляющий орган вполне может принять решение о том, что средства шифрования не будут сертифицированы ФСБ. В государственной организации такого быть не может: все средства безопасности обязательно должны быть сертифицированы ФСБ. И при сдаче комплекса предстоит длительная процедура, связанная либо с его полной сертификацией, либо с сертификацией отдельных использованных продуктов. Но наша компания к этому готова. Отчасти потому, что мы сотрудничаем с ИТМ и ВТ, а там существует целая лаборатория, занимающаяся средствами шифрования. Кстати, разработанное там криптоядро было сертифицировано ФСБ и используется в платежных системах всех крупнейших банков Москвы и Московской области, включая Сбербанк и Центробанк. Кроме того, в Открытых Технологиях есть специальное подразделение, которое занимается информационной безопасностью. Причем, не только защитой информации, но и разработкой концепции безопасности для учреждений. Хочется особо отметить востребованность этого направления: в различных министерствах неоднократно объявлялись тендеры именно на разработку концепции информационной безопасности.

Переход органов государственной власти к активному использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) неизбежно приводит к увеличению спроса на хранилища данных и сопряженные с ними решения в сфере статистической обработки, анализа этих данных для использования с целью принятия управленческих решений. Каковы, с вашей точки зрения, текущие потребности органов государственной власти в области решений по построению систем хранения и управления данными? Какие основные проблемы в этой сфере испытывают органы государственной власти? Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация в дальнейшем?

Госучреждения, и министерства в частности, оперируют не структурированной информацией, данными, документами — одним словом занимаются делопроизводством. Поэтому им, как правило, необходимы корпоративные хранилища информации. Идеальное решение в таком случае — создание корпоративного портала. На мой взгляд, в госсекторе будет развиваться именно это направление. Если какое-то время назад были популярны системы, способные находить смысловые блоки и гипертекстовые связи в большом количестве информации, решения what-if (решения по прогнозированию сценариев), то сейчас главное — обеспечить упорядоченное хранение контента, его рубрицирование. А для этих целей внутренние корпоративные порталы и созданы.

Многие прикладные программные продукты, используемые в органах государственной власти, разработаны на заказ. Как вы оцениваете динамику спроса по этому направлению в последние годы и в ближайшем будущем? Согласны ли вы с мнением, что совокупный объем средств, выделяемых по этому направлению, составляет весьма значительную долю внутреннего российского рынка заказной разработки ПО?

Доля заказных разработок останется на прежнем уровне, а возможно, будет уменьшаться. Ведь они незаменимы только тогда, когда задача нетипична, и для нее нет готовых решений. Это характерно для начальных этапов перестройки ИТ-инфраструктуры, когда возникает много нестандартных требований, условий, особенностей, которые необходимо учитывать. Но когда ИТ-инфраструктура уже построена и основные задачи решены, появляется возможность унификации и, соответственно, применения готовых, тиражируемых решений, мировых наработок в области ИТ для государственных и общественных организаций.

В то же время, в области продаж "чистых" заказных разработок ПО в России доминирует госсектор: министерства и ведомства, ОПК и крупные ФГУП. На мой взгляд, это примерно 400 млн долларов в год. Популярны и так называемые "кастомизационные разработки", т.е. разработки, осуществляемые на этапе внедрения коробочного ПО (расширение функционала, локализация и т.д.).

Вообще, предсказать развитие ИТ в органах государственной власти в долгосрочной перспективе невозможно. Многое зависит от государственного курса в этом направлении. Мы рассчитываем на то, что текущий курс будет сохранен в обозримом будущем. А это значит, что развитие ИТ в органах государственной власти будет продолжаться. Сейчас курс взят на повышение прозрачности в госструктурах, и ведутся активные действия в области информатизации органов государственной власти.

Какие заказные разработки ПО и встроенных систем для органов государственной власти выполняла ваша компания? Расскажите подробнее об одном из таких проектов.

Основные задачи автоматизации в госсекторе связаны с организацией делопроизводства, как традиционного, так и кадрового, ведения договоров и т.д. Большинство государственных органов покупает либо готовые продукты, либо продукты, которые хоть и требуют некоторой настройки, но уже имеют базовую функциональность. В качестве примера наших проектов можно привести нашу совместную с ИТМ и ВТ работу: мы участвуем в проекте создания паспортно-визовых документов нового поколения (биопаспортов) для МИД России, а также организацию удаленного доступа к автоматизированной системе учета членов партии «Единая Россия».

Немало органов государственной власти в последние год-два перешло к использованию портальных технологий. Какие решения в этой области предлагает ваша компания? Были ли внедрения? Если «да», то на какой стадии находятся работы и с какими трудностями вы столкнулись при их проведении?

Портальные технологии сейчас активно используются именно в государственных учреждениях. В основном, для коллективной работы над проектом документа, его согласованием. Кроме того, портал предоставляет много других сервисов (календарь, телефонная книга и т.д.). В своих предложениях для органов государственной власти мы опираемся на решения таких мировых производителей, как IBM и Sun Microsystems.У нас есть достаточно большой опыт создания согласованных портальных решений. Например, строительство информационного портала Правительства Ханты-Мансийского автономного округа. В ходе этого проекта мы разработали предложения по технологиям сбора и хранения информационных ресурсов, их интеллектуального анализа и обработки, обеспечения информационной безопасности и регламентированного доступа. В результате внедрения сотрудники получили возможность взаимодействовать друг с другом, бюджетные средства стали рациональнее использоваться, а население получило доступ к информационным ресурсам и возможность участвовать в принятии решений. В дальнейшем портал предполагается использовать в качестве эффективной площадки для развития электронной торговли и коммерции в округе.

Как вы видите дальнейшее использование портальных технологий органами государственной власти России? Насколько органы государственной власти готовы к переходу на «тяжелые» решения, когда с порталом интегрированы системы хранения и резервного копирования данных, информационно-аналитические системы, средства коллективной работы и др. ИТ-решения, в настоящее время, как правило, используемые в госорганах по отдельности? Как, по-вашему, и по каким направлениям будут развиваться интеграционные процессы в системе органов государственной власти в ближайшие два-три года?

Очевидная тенденция — интеграция в портал унаследованных приложений, систем, которые уже были в госучреждениях. Это документооборот, бюджетирование и т.д. Но сейчас у заказчиков появляется желание не просто механически подключать их к порталу (в таком случае, портал становится только точкой входа в приложения), а действительно интегрировать приложения с портальными решениями. Это может происходить на разных уровнях: интеграция приложений между собой, интеграция на уровне справочника, на уровне хранения информации и т.д. И это направление будет активно развиваться.

Участвует ли компания Открытые Технологии в создании Единой государственной системы управления и передачи данных в рамках программы «Электронная Россия»? Примеры каких проектов вы могли бы привести?

Мы совместно с ОАО «РТКомм.Ру» сотрудничаем с ФГУП "Почта России" в рамках выполнения Мероприятия 49 программы "Электронная Россия" — "Подключение бюджетных организаций к компьютерным сетям". Мы разработали системный проект, предусматривающий поэтапный ввод в действие узлов подключения ФГУП «Почта России», которые представляют собой сравнительно большие коммутационные единицы, позволяющие использовать новейшие коммуникационные технологии. В рамках проекта мы не только обеспечиваем почтовые офисы решениями для подключения бюджетных организаций к интернету, но и строим внутреннюю корпоративную сеть. В целях создания необходимых условий для поддержки и дальнейшего развития всей информационно-технической инфраструктуры ФГУП «Почта России» мы участвуем в создании Главного информационного вычислительного комплекса (ГИВЦ). Для его нормального функционирования был построен современный серверный комплекс. В перспективе мы видим возможность реализации проекта по аутсорсингу IT-услуг для ФГУП «Почта России».

Какие ИТ-проекты, реализованные компанией Открытые Технологии для органов государственной власти вам хотелось бы отметить особо?

Особо стоит отметить Суперкомпьютерный центр РАН. Мы принимали участие в разработке проектных решений и в построении высокопроизводительного кластерного комплекса на базе blades-технологий IBM. И сейчас этот комплекс достиг производительности 10 Tflops, войдя в топ-500 (рейтинг проводится 2 раза в год) самых высокопроизводительных систем мира. Теперь мы увеличиваем производительность на 2 Tflops. Другие центры тоже, конечно, на месте не стоят, но теперь мы вполне можем рассчитывать на попадание в первые 50.

В связи с увеличением потребностей органов государственной власти в ИТ-аутсорсинге, как и по каким сценариям будет развиваться это направление в ближайшие два-три года? Какие основные проблемы в первую очередь необходимо решить для успешного и масштабного развития ИТ-аутсорсинга в органах государственной власти?

Возможны два сценария. В первом случае, в рамках «Электронной России» будет создано ФГУП, задачей которого и станет ИТ-поддержка, аутсорсинг. Во втором — контракты на ИТ-аутсорсинг будут распределяться в обычном порядке, с помощью тендеров. А до этого необходимо создать пакет методологической документации, в котором описываются специфичные для органов государственной власти соглашения об уровнях сервиса (SLA).

Какие направления информатизации органов государственной власти, на ваш взгляд, должны в первую очередь получить значительное развитие в 2006-2007 годах?

Наиболее перспективными на сегодняшний день в государственном секторе являются портальные решения и системы документооборота. Еще одна важная задача — объединение баз данных различных министерств и ведомств в единое информационное пространство. Таким образом, дальнейшее сотрудничество с госструктурами я вижу именно в этих направлениях.