Документооборот и делопроизводство

Directum: проецируя теорию на практику

До недавнего времени российские разработчики систем электронного документооборота (СЭД) явно избегали использования термина ECM (Enterprise Content Management) применительно к предлагаемым ими решениям. Объяснение тому порой звучало примерно так: “ECM — это всё придумали западные поставщики, чтобы показать свою “крутость”, а в реальности заказчикам требуется решать вполне конкретные задачи по работе с документами, и мы даем им нужные средства, причем по умеренной цене, не отвлекаясь на диспуты по поводу терминологии”. Но жизнь берет свое: рост потребностей клиентов в расширении состава и масштаба ИТ-проектов, а также развитие возможностей отечественных средств управления документами ставят на повестку дня вопрос об оценке российских программных инструментов как раз в контексте их соответствия мировым представлениям об ECM.

Именно этот момент, несмотря на широкий спектр других обсуждавшихся проблем, показался мне наиболее важной отличительной чертой прошедшего в конце марта Directum Forum, который провела быстро укрепляющая свои позиции на российском СЭД-рынке ижевская компания Directum. В своем ключевом докладе на открытии конференции ее исполнительный директор Константин Истомин сконцентрировался на вопросах динамики развития общей ситуации на рынке средств управления документами и позиционирования на нем предлагаемых компанией решений.

В духе сегодняшней ИТ-моды он обозначил достигнутый уровень зрелости этого рынка как версию 2.0, предложив описать его развитие в виде последовательности, представленной в приведенной ниже таблице. По мнению г-на Истомина, сегодня перед отраслью стоит задача перехода на уровень 3.0, что подразумевает обеспечение межкорпоративного документооборота, но этот шаг предусматривает выход реализуемых систем за рамки отдельных платформ и потому делает необходимым решение вопросов технологической стандартизации. Не менее остра проблема обеспечения юридической значимости обмена документами в соответствии с нормативно-правовой базой, формирование которой заметно отстает у нас от потребностей рынка.

Впрочем, говоря о препятствиях на пути к более широкому использованию электронного документооборота, чаще всего называют человеческий фактор, консерватизм пользователей, привычку к работе с бумажными носителями. Хотя есть, конечно, и объективные причины -- например, довольно высокая стоимость программных решений.

Формулируя свою стратегию продвижения средств управления документами в широкие бизнес-массы, компания Directum определила несколько основных задач, решение которых тесно связано с развитием ее одноименного продукта.

В заключение своего рассказа о концепции развития продукта Directum, новая версия 4.5 которого была впервые представлена на данном форуме, Константин Истомин рассказал о функционале системы именно в привязке к базовому набору функций и сервисов, заложенных в концепцию ECM (см. рисунок).

Последовательность развития рынка средств управления документами

Номер версии Статус документооборота Характеристика
0.1 Традиционный бумажный Бумажные носители, обычная почта и курьеры, управление документами на уровне канцелярии
0.9 Базовый электронный Использование ПК, офисных приложений, электронной почты, электронных папок общего доступа
1.0 Неполноценный электронный корпоративный Электронная канцелярия, использование СЭД в отделах и на уровне решения конкретных задач
2.0 Полноценный электронный корпоративный СЭД в корпорации, полный цикл управления документами -- от их захвата до доставки