Документооборот и делопроизводство

Портал поможет победить конкурентов

Для сотрудников большинства крупных московских компаний рабочий день давно уже начинается не с запуска почтовой программы, а с посещения корпоративного портала, интегрированного и с почтой, и с корпоративным приложением — CRM- или ERP-системой. В Сибири такое пока встречается редко — в основном, когда у начальника отдела по развитию бизнеса получается выбить у руководителя бюджет под проект под тем предлогом, чтобы в очередной раз «сплотить и озарить« коллектив сотрудников. Между тем корпоративный портал — не очередная прихоть отдела по развитию бизнеса, а вполне действенный инструмент, который реально помогает улучшить бизнес компании.

По признанию экспертов, корпоративный портал — незаменимый инструмент в современной компании. На первом этапе он позволяет заменить морально устаревшие общие сетевые папки и сделать удобное хранилище, подключить полнотекстовый поиск и организовать сортировку документов по версиям. Также он сокращает время, которое тратят сотрудники на поиск нужной информации: часто контент портала включают в себя справочник сотрудников с телефонами, внутренние регламенты, распоряжения и многое другое. Портал помогает формализовать различные запросы и заявки, легко настроить подписки пользователей на важные корпоративные события, новости и т. д. В конечном итоге это дает возможность создать для каждого сотрудника удобную рабочую область, с которой он будет начинать решать любую задачу.

Именно благодаря объединению данных из разрозненных источников существенно увеличивается производительность труда отдельно взятого сотрудника. Однако польза от портала не ограничивается одной эргономикой. Не стоит недооценивать и коммуникативную функцию корпоративных порталов. По словам директора департамента системных решений КРОК Александра Хлуденева, порталы дают возможность групповой работы с документами и облегчают взаимодействие как в традиционном варианте »сотрудник-сотрудник«, так и в вариантах »сотрудник-партнер« и «сотрудник-клиент», поскольку есть возможность обеспечить доступ к информационным ресурсам предприятия не только сотрудников, но и внешних лиц. Это в итоге приводит к увеличению скорости и качества принятия управленческих решений и способствует повышению конкурентоспособности предприятия.

Александр Хлуденев считает, что, помимо единого хранилища данных, корпоративный портал становится единой точкой доступа пользователей к корпоративным бизнес-приложениям: он может объединять самые разные информационные системы и сервисы компании удобным и понятным интерфейсом.

По мнению заказчиков корпоративных порталов, первоочередной задачей становится все-таки создание единого информационного пространства внутри компании. «Важно, чтобы сотрудники получали своевременную информацию о компании, ее развитии, событиях, новых проектах и т. д., а также общались между собой. На наш взгляд, приоритетно именно общение сотрудников — это позволяет создать коллектив, сплотить его», — говорит PR-директор сети салонов мобильной электроники «Цифроград» Татьяна Москалева.

Помимо сотовых ритейлеров, спрос на порталы хорошо развит в банковском секторе, а также у организаций, предлагающих высокотехнологичные решения своим клиентам, такие как нестандартное оборудование и проектирование. По словам маркетинг-менеджера по корпоративным порталам компании Microsoft Александра Гуза, организации с минимальным временем реакции на запросы, особенно те предприятия, которые работают по системе качества ISO 9001, — основные клиенты интеграторов, внедряющих корпоративные порталы.

В Сибири сейчас присутствует достаточно большое количество портальных решений как от ведущих вендоров (IBM, Oracle, Microsoft, SAP, Sun Microsystems, BEA Systems), так и от менее именитых производителей. Самые распространенные решения — IBM WebSphere Portal, Microsoft SharePoint Server, Oracle Application Server Portal и SAP Enterprise Portal. Функциональность часто отличается достаточно сильно. «Microsoft, например, идет по пути интеграции с максимальным количеством систем, в частности, с пакетом Office, широкими возможностями по настройкам и изменению стандартной функциональности портала, — говорит руководитель отдела департамента электронного бизнеса и заказных разработок Tops BI Иван Третьяков. — А вот SAP и Oracle изначально ориентировались на интеграцию со своими ERP-решениями, но забыли об интеграции с Microsoft Office, что немного усложняет работу пользователя с документами. Очень хорошее решение предлагает также и IBM — как в плане возможностей настройки системы, так и в плане удобства использования».

Стоимость внедрения корпоративного портала складывается из цены лицензий на сервер и каждого пользователя, а также на системы управления базами данных (СУБД), из стоимости серверов и собственно работ по внедрению решения. В среднем, по разным данным, компании тратят 400–500 тыс. руб. на решение для 100 клиентских мест. Серверное ПО стоит около 130 тыс. руб., стоимость одной клиентской лицензии — около 3 тыс. руб.

Вместе с тем спрос на порталы в Сибири пока невелик. Местные компании в отличие от федеральных редко обращают внимание на корпоративные порталы. Исключений пока не так много. Одним из них может служить недавнее внедрение корпоративного портала на базе MS SharePoint 2007 в Инвестиционном Городском Банке новосибирским интегратором «Технологика».

Игроки объясняют данную тенденцию тем, что в регионе во многих отраслях конкуренция пока не так жестка, как в европейской части страны. Но поскольку экономика развивается, то рост спроса на порталы в Сибири — только вопрос времени. Порталы внедряют практически на всех высококонкурентных рынках, например, на рынке сотового ритейла. PR-директор сети салонов мобильной электроники «Цифроград» Татьяна Москалева рассказывает, что компания сейчас внедряет портал на базе MS SharePoint 2007. «Наш корпоративный портал будет доступен каждому сотруднику, включая продавцов в магазинах. Но поскольку ресурсы часто ограничены в выборе канала доступа, то для магазинов будет немного «урезанный« вариант (без фото, аудио и т. п.), плюс многие страницы оптимизированы таким образом, чтобы не разориться на трафике и не перегрузить каналы», — рассказывает Татьяна Москалева.

Впрочем, в сибирском представительстве Microsoft говорят, что крупные компании в сибирских городах не отстают от общей тенденции использования корпоративных порталов, а мелкие и средние активно интересуются и начинают тестовые внедрения портальных технологий.

«Портальные решения — как раз тот случай, когда спрос нельзя делить по территориальному признаку, — подчеркивает директор по маркетингу BCC Company Александр Герасимов. — Порталы востребованы в первую очередь территориально распределенными структурами. И никакого отставания Сибири я не вижу».

Местные интеграторы также считают, что спрос на порталы с каждым годом растет. «Порталы в Сибири внедряются достаточно давно. Некоторые компании пытались это сделать своими силами еще лет пять назад, — рассказывает менеджер проектов компании «Технологика« Иван Басов. — Сейчас подрастает средний бизнес, у которого нет технических возможностей для самостоятельного внедрения портала. Поэтому мы ожидаем роста спроса на услуги по внедрению порталов».

Что касается технологий, то, по мнению Ивана Третьякова, они будут идти в сторону расширения коммуникационных возможностей, возможностей по интеграции с другими приложениями, также будет появляться большое количество решений, «заточенных» под конкретные задачи для ускорения процесса внедрения